Приглашаем на открытие нового ресторана

01-02-2017

Мама Гочи- очередной ресторан с дизайном от Art-ODa и нашим воплощением. С 15 января радушно принимает гостей по адресу: ул. Городецкого, 6

продолжение

Кто так строит?

Современные строительные нормы рассчитаны на жилые дома до 25 этажей и не учитывают особых динамических эффектов, проявляющихся в высотных зданиях и влияющих как на строительные конструкции, так и на самочувствие людей. Не случайно мировой опыт свидетельствует: высотные сооружения — это, прежде всего, офисные здания и отели. Но не жилье.

все выше и выше...

Учитывая отсутствие соответствующих нормативных документов, практического опыта и достаточных научных обоснований повышения этажности жилой застройки, Госстрой Украины принял решение со­оружать все высотные жилые и общественные здания выше 25 этажей как экспериментальные объекты — «с целью всесторонней проверки архитектурно-планировочных, инженерно-технических, проти­вопожарных и санитарно-гигие­нических качеств высотных жилых домов». Для этого разработана соответствующая комплексная программа и государственные строительные нормы (ДБН), в которых приведены нормативные требования к проектированию жилых зданий до 100 и общественных до 150 метров. Более высокие объекты по-прежнему будут проектироваться по индивидуальным техническим требованиям. Таким образом, сегодня открыт путь к более активному высотному строительству.

Основной задачей эксперимента определили «разработку в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов нормативных документов для высотного строительства в Украине». Получается, строители ставят эксперимент на жильцах? Ведь изучение проблем состояния здоровья людей, особенно детей, живущих на высоких этажах, определение вероятности перемещения загрязненного воздуха на верхние этажи через вентиляционные каналы, учет попадания радона в подземные помещения и прочих явлений начинается только после заселения зданий.

Кто так строит?!

Площадкой для эксперимента была избрана, конечно же, столица. Хотя в Киеве 16 высотных объектов, но городу недостает многих специалистов, которые могли бы профессионально решать проблемы, возникающие при высотном строительстве.

Заведующий лабораторией высотного строительства НИИ строительного производства Минрегионстроя Украины Анатолий Франивский объясняет:

— Если в девятиэтажке вода поступает на верхние этажи за счет небольшого давления в трубах, а в случае пожара лестницы пожарных машин достанут до самого верхнего этажа, то у высоток все сложнее и дороже. В таких домах около 30 инженерных систем: подачи воды, отопления, пожаротушения, вентиляции, дымоудаления, а еще теплопункты, лифты, сигнализация. Для их обслуживания нужны 12—15 человек в сутки. В Европе высоток практически не строят, особенно в северных регионах, их очень дорого содержать, отапливать, а низкая облачность может быть ниже уровня крыши, и люди, открыв окно, дышат смогом.

Все высотные здания испытывают колебания: на 100 м высоты амплитуда колебаний высотной части составляет примерно 20 см. Это значительно усложняет расчеты конструкций, кроме того, не все жильцы способны без вреда для здоровья переносить такие колебания. Есть проблемы с мусороудалением: аэродинамическая труба, которую представляют собой мусорные и лифтовые шахты в таких домах, уносит мусор на крышу. Отсюда — сложность и дороговизна высотного строительства: стоимость проектирования и возведения зданий возрастает почти вдвое по сравнению с обычными 16-этажками. А эксплуатация 1 м2 общей площади в высотном доме владельцу квартиры или офиса обойдется минимум в $3 в месяц (расценки в Днепропетровске в настоящее время), не считая коммунальных платежей.

Академия строительства Украины неоднократно поднимала вопрос о запрете высотного строительства без нормативной базы, и Госстрой, учтя предупреждения ученых, рекомендовал приостановить выдачу разрешений на строительство новых высотных зданий до завершения эксперимента. Несмотря на это, проекты высоток продолжают согласовываться практически на каждом заседании киевского градсовета. А пока «эксперимент» показывает, что, например, жилые здания на Троещине проектировались и строились как обычные: в них отсутствует центральное кондиционирование, а предложенный вариант вентиляции не выдерживает критики; размещение огромного теплопункта в подвальном этаже повлечет за собой вибрации и жалобы жильцов; не отработано также устройство систем отопления, водоснабжения, канализации, мусороудаления — короче, ВСЕГО.

Но архитекторы продолжают мечтать. А строители — возводить жилые комплексы на Позняках, где для обеспечения пожарной безопасности разработана такая схема эвакуации жителей высотной части: они будут подниматься на крышу, а оттуда эвакуироваться вертолетом в специальных кабинах. Но опыта подобных действий у украинских пожарных пока нет. Однако проект прошел государственную экспертизу.

— Экспериментировать мы будем, наверное, всю свою жизнь, — комментирует ситуацию с высотным строительством главный архитектор Днепропетровска Юлия Саенко. — Разрешат строить 24-этажные дома — будем экспериментировать с 40 этажами. Мы сейчас собираемся строить 50-этажную «Браму», у нас есть еще пара объектов под 50 этажей. На мой взгляд, пока на этом нужно остановиться. Повышение этажности говорит, скорее, не об элитности жилья, а о плотности заселения. Зарубежные коллеги рекомендуют не гнаться за этажами, а соблюдать градостроительные нормативы. Я видела самое высокое жилое здание Скандинавии — 50-этажный жилой дом в шведском городе Мальме, где выше двух этажей ничего не было. Интересно, что первые квартиры ушли фактически по себестоимости, а сейчас это самое дорогое жилье в Швеции. Главное — чтобы у человека всегда был выбор. Нужно только верить в то, что ты поступаешь правильно.

Но чтобы верить, нужно хоть что-то знать. Но кто рассказывает новоселам наших высоток о том, с чем им придется столкнуться в новом жилье? Кто показывает расчеты на эксплуатацию, оплату услуг ЖКХ? Кто требует наблюдения у врача?

— В Израиле, где я недавно посетил проектные и строительные учреждения, если и строят высотные дома, то нанимают для этого японцев или американцев, которые в этом доки. Мы же — все умеем сами! — говорит генеральный директор АОЗТ «Созидатель» Леонид Турчин. — Да, приняли нормы. Но к созданию норм нужно было подключить и санврачей, и специалистов ЖКХ. У нас же предпочли назвать это экспериментом. Но его можно проводить на опытном образце, который проверяют на прочность, на то, каков он в эксплуатации. Его не продают, им не пользуются, пока не будут получены результаты и соответствующие заключения. Можно ведь взять проверенный иностранный проект, пригласить кураторов — зарубежных специалистов, построить такой дом. Затем вселять добровольцев, состояние которых будет контролироваться. Попутно проверяются и параметры этого дома. И тогда, если что-то пойдет не так, во-первых, есть кому разобраться с проблемами, а во-вторых, будет что учесть в следующем проекте. Вот это — эксперимент.

В принципе, я не против строительства высоток. Как говорится, спрос рождает предложение. Где-то хотят построить подводный город, и многие уже горят желанием пожить там. Им говорят: а как же давление, свежий воздух? А они отвечают: «Ничего, мы любим экстрим». Точно так же есть люди, которым важен красивый вид из окна, и они готовы ради этого пожертвовать самочувствием и деньгами. Это их право. Но они должны знать, на что идут. А государство обязано обеспечивать их безопасность.

Сегодня по закону офисные здания разрешены любой высоты, а жилые дома не могут быть выше 100 м, или 30—32 этажа. Но это не касается начатых проектов. При этом МЧС не спешит проводить учения по отработке техники эвакуации людей при ЧП, в зданиях не устанавливаются датчики температуры, вибрации, шума, так как это требует дополнительных капиталовложений. То есть эксперимент не становится исследовательским. Остается только смотреть на жильцов-добровольцев и ждать…

"ВЫСОКИЙ" РЕЙТИНГ 1. Торгово-офисный центр «Европейский квартал», Киев. 139 м, 35 этажей. Подземный супермаркет, боулинг, кинотеатр, детская игровая зона, рестораны, SPA-центры, фитнесс-клуб с 25-метровым бассейном, трехъярусный подземный паркинг.

2. Деловой центр «Парус», Киев. 136 м, 35 этажей. Четырехуровневый подземный паркинг на 300 автомобилей. В народе получил несколько емких прозвищ: «Утюг», «Титаник».

3. Здание Апелляционного суда, Киев. 127 м, 25 этажей. Двухэтажный подземный паркинг. На крыше — вертолетная площадка.

4. Жилой комплекс Башни, Днепропетровск. 123 м, 30 этажей.

5. Здание Минтранса, Киев. 120 м, 28 этажей. Тонированные зеленые окна и голубой глобус на крыше. Несколько лет назад с 24-го этажа здания упал лифт, в результате чего пострадали 10 человек.

6. Жилой дом, Киев, Княжий затон, 21. 120 м, 37 этажей. 5 подземных паркингов и вертолетная площадка на крыше дома для экстренной эвакуации жителей в случае ЧП.

7. Жилой дом в Одессе. 106 м, 25 этажей.

8. Жилой комплекс Серебряный Бриз, Киев. 102 м, 33 этажа. Планируется со­единить дома пешеходным мостом с набережной Днепра, а также обустроить собственную зону отдыха и причал для яхт и катеров.

9. Телецентр, Киев. 97 м, 22 этажа. Здание эксплуатируют уже более 10 лет, хотя его строительство до сих пор не завершено. Имеет развитую подземную инфраструктуру, в том числе подземное убежище для работы в условиях войны.

По материалам: ibud.ua


наши услуги